Пример — настоящая сила мужа

Как должен муж осуществлять свою ответственность? Помыкая женой? Приказывая ей и следя за тем, чтобы она выполняла его приказы? Читая ей лекции на тему о духовной жизни? Нет, предавая себя за нее. Другими словами, идя крестным путем впереди нее. Показывая на собственном примере, что это значит — умереть для себя. Он делает это не только для своего освящения, но и ради нее. То есть он не «управляет» ею, даже не «руководит» ею в привычном смысле этого слова. Скорее он «подтягивает ее ко Христу, позволяя «крестной работе» совершаться в его собственной жизни.Как же происходит это на практике? Рассмотрим повседневный, так сказать, пример: в семье вспыхивает ссора; в этом случае мужу надлежит первому проявить смирение и попросить прощение за то, что было в его поведении неправильным. Это и есть убивать свое «я». Возможно, жена виновата не меньше, а то и больше. Это не имеет значения. Он призван «любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь». Иисус взял на себя вину за грех и тем унизил Себя, «когда мы были еще грешниками» (Рим. 5,8).

В такой ситуации муж не судит жену за ее грех и еще меньше пытается предугадать, какое впечатление произведет его раскаяние на нее. Он просто следует крестным путем — «отрекаясь себя», отказываясь от своих прав, потому что именно к этому призывает его Бог как мужа. Вратами ко всякой духовной жизни и благословению является раскаяние. И поэтому как духовная глава семьи муж и отец обязан каяться первым.

Но ведь жена в таком случае, возможно, сочтет извинение мужа за признание ее собственной правоты. И не возникнет ли у мужа тогда искушение встать и сказать: «Теперь, когда я исповедался в моем грехе, тебе следует исповедаться в твоем!» Нет, идти крестным путем, руководствуясь скрытыми мотивами, муж не может. Он просто следует этим путем первым, впереди всей семьи — потому что Бог призывает его к этому, потому что Святой Дух посылает ему искренние угрызения совести за его собственное прегрешение, и он знает, что единственным откликом на это могут быть раскаяние и прощение.

Муж, который не может удержаться от того, чтобы не прочесть жене наставления относительно ее обязанности быть покорной его власти, уже делается недостойным этой власти. Ибо Бог призывает его исполнять его роль в семье, а не разглагольствовать с женой по поводу ее обязанностей.

Моисей был одним из величайших вождей своего времени. Бог облек его огромной властью. Но он, согласно Библии, «был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12,3). Когда народ Израиля взбунтовался против него, он уединился в скинии и помолился Богу, ища Его помощи. И Бог Сам воздал мятежникам (Чис. 12,10; 16,33). Но когда Моисей попытался собственной силой воздействовать на народ, изливая свое негодование на него, Бог с самим Моисеем поступил крайне сурово — вплоть до того, что лишил его привилегии ввести Израиль в землю обетованную (Чис. 20,2-12).

Власть, которую муж осуществляет над своей женой и детьми, не является его собственной. Это Бог облек его ею. И хотя муж должен пользоваться ею мудро и с твердостью, он не должен забывать о том, что власть его дается и поддерживается Богом.

Если муж видит, что жена и дети не повинуются ему, первое, что следует сделать, это прибегнуть за помощью к Богу. Настроив себя при этом на покаяние:

Почему Ты не можешь утвердить мой авторитет в этой семье? Что во мне мешает Тебе использовать меня как средство осуществления Твоих целей?

«Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж» (1 Кор. 11,3). И если жена не покорна мужу, то вполне возможно, это происходит от того, что муж втайне или открыто не повинуется Христу. Лишь те, кто подчиняются власти над собой, годны быть облеченными властью. Так что человек, которому не повинуются домашние его, должен в первую очередь исследовать собственные взаимоотношения с Тем, Кто стоит над ним, а именно со Христом. Он должен придти к Нему в смирении. И тогда, возможно, обретет сокрушенный дух и чувство раскаяния, несвойственные ему прежде мягкость и кротость по отношению к близким и, удивительно: новый подход к власти; ему не надо будет больше стремиться к ней, она просто будет с радостью ему предоставлена, поскольку «он умер для себя», а раз так, то Бог теперь в состоянии утвердить его авторитет в семье.

Знать, поведет ли «смерть» мужа близких его за ним, когда и каким образом это произойдет, — прерогатива Святого Духа. Что же до мужа, то его жизнь и любовь предназначены быть повседневным «предложением всесожжения», принесением в жертву своего «я», которыми Святой Дух мог бы воспользоваться в согласии с Его собственной безграничной мудростью. Подобная самоотдача ради семьи неизбежно выльется для мужа и отца в страдание. Но такова воля Божья, в этом — Его призыв. Вспомните слова Господа: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан. 12,24).

Так что когда Библия говорит: «Мужья, любите ваших жен», то подразумевает гораздо большее, чем питайте, мол, к жене нежные чувства. Здесь имеется ввиду, что муж должен умереть за жену, подобно тому, как Христос умер за Церковь. И если муж будет покорный, Святой Дух одарит всю семью Своим плодом: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием (Гал. 5,22).

Кометарии